Принцип создания ценных бумаг

1451231Основным принципом создания ценных бумаг является противопоставление их некоему товару (в прямой или опосредованной форме). Однако, в отличие от аналогичной, по сути, процедуры, но связанной с деньгами, при использовании ц.б. их привязка к товарному объекту более конкретизирована. То есть, если ни одна денежная единица напрямую не имеет связи ни с одним из товаров, как и ни с одним из предметов или явлений, которые, даже лишь потенциально могли бы им быть, то каждая ценная бумага имеет такую связь, причем, как правило, довольно явную.

Даже, если речь идет о бумагах, которые лишь дают право получать по ним, например, дисконт, как и обменивать их исключительно на деньги, то всё равно, и в этом случае есть соответствие данных финансовых документов товару. А то, что этим товаром является некое количество денежных знаков — это уже не так важно, ведь, деньги, кроме того, что выполняют функцию эквивалента обмена, одновременно еще и покупаются, и продаются, что и делает их самым настоящим товаром.

Следует отметить, что связь ц.б. с тем или иным объектом материального или не совсем свойства (идея), является их, как достоинством, так и недостатком. При этом, чем более специфическому товару они сопоставлены, тем сложнее их использовать в качестве средства обмена, приобретения чего-либо. В данном случае, речь идет о том, что, если вы владеете, например, облигациями какого-нибудь ходового, общепризнанного типа (государственного займа), то такой вид ценных бумаг не так сложно использовать для расчета за некий товар или услугу.

А если же в вашем распоряжении находятся акции мало известного предприятия, которые дают вам право голоса в совете директоров этой фирмы, но не обещают сто процентных дивидендов, то продать их будет, возможно, уже не так легко, а уж использовать в качестве средства расчета, еще сложнее. Просто потому, что участники рынка мало осведомлены о том, насколько реально ценны именно эти акции именно этого экономического субъекта.

Однако, эти, казалось бы, столь явные сложности с ликвидностью некоторых ценных бумаг, на самом деле, являются не столько проблемой, сколько отражают отношение людей к ним. Дело в том, что, например, те же облигации, выпускаемые государством или какой-нибудь крупной общеизвестной компанией, приобретаются, как правило, для осуществления мало-рискованных вложений с небольшим, но почти гарантированным доходом. Если же человек покупает акции новой, но многообещающей фирмы, да еще и акции просто типа, что дает ему право участвовать в жизни этого предприятия, то он довольно сильно рискует. И конечно, сбыть такие ц.б. ему будет не так легко, в сравнении с продажей облигаций госзайма, особенно, если он задастся целью реализовать данные акции по хорошей цене.

Кроме того, следует отметить, что с обобщенной точки зрения, ключевой принцип создания ценных бумаг состоит в регулировании с их помощью различных процессов, протекающих в экономической системе. То есть, применяя эти, столь разнообразные по своему типу финансовые инструменты, можно решить множество различных задач: от регулирования объема денежной массы, находящейся в распоряжении субъектов рынка, до управления ценами на самые разнообразные товары и услуги.